Правила делового этикета в Японии

Нормы поведения, принятые на деловом Западе иногда разительно отличаются от японской деловой этики. Некоторые поступки японской стороны могут быть неверно истолкованы и даже вызывать недоумение. 

Например, по реакции на переговорах с западноевропейскими бизнесменами можно определить каков будет исход встречи. Японский же предприниматель молча, с непроницаемым лицом, выслушивает предложение, не перебивая собеседника. Только несколько раз он может кивнуть, чтобы донести до собеседника, что смысл разговора он понял. 
Предложение об осуществлении какой-либо внешнеторговой сделки, отправленное на адрес японской компании, деловые отношения с которой ранее не устанавливались, останется без ответа в большинстве случаев. Для местных бизнесменов намного предпочтительнее непосредственный контакт. 

Для налаживания деловых отношений с интересующей фирмой будет уместно воспользоваться распространенной практикой знакомства через посредника. Выполняющее его роль лицо изложить в нескольких словах суть предложения, расскажет о предприятии, предлагающем сотрудничество, и укажет должность человека, заинтересованного в переговорах. Посредник должен быть известен обеим сторонам. Очень хорошо, если это будет аккредитованный в Японии представитель бизнеса. После рекомендации посредника японец считает помощь своим долгом, прежде всего моральным, от степени зависимости от посредника. 

Из соображений вежливости может не последовать отказа даже при полном отсутствии интереса к предложению. Потому лучше сэкономить время и усилия и попросить посредника прозондировать обстановку, выяснив степень заинтересованности компании.

Это может в дальнейшем пригодиться, так как высказать посреднику смогут без боязни потерять лицо все, что считают нужным, обе стороны. За оказанные им услуги посредник обязательно получает вознаграждение. Это может быть материальная выгода либо оказание встречной услуги. 

Огромное значение в деловом мире Японии имеют визитные карточки. Это своеобразные удостоверения личности. Для японца обязательное условие - принадлежность к какой-либо фирме. Все знакомства принято начинать с обмена визитными карточками. 

Поэтому для общения с японцами иметь при себе необходимое количество «удостоверений» надо обязательно. Если в ответ на визитку японец не получил другую, он будет разочарован и даже оскорблен. При этом учитывается степень значимости тех, кто обменивается визитками. Очень хорошо, если положение обоих окажется приблизительно равным. 
Нужно учитывать, что при переговорах японцы очень скрупулезные в мелочах, прямых отказов стараются избегать. Все серьезные вопросы местные бизнесмены стараются решать в барах, ресторанах и подобной неофициальной обстановке, считая ее менее формальной и более дружественной. А налаживание таких отношений очень ценится в Стране Восходящего Солнца.

 

Хотите путешествовать по самым выгодным ценам?

Подпишитесь на рассылку акций и спецпредложений на авиабилеты.

О нас пишут